sergestus (sergestus) wrote,
sergestus
sergestus

Categories:

"Морские импровизации", Москва, акварели и кисти "Escoda"





Незадолго до полуночи, в пятницу 17 октября, в сияющем новизной полупустом вагоне поезда Хельсинки-Москва я отправился на встречу с участниками моего мастер-класса "Морские импровизации", договоренность о котором с его организаторами Юлей aka kulemina и Женей (московская группа Арт-Каникулы) состоялась по окончании предыдущего мастер-класса в апреле (посмотреть можно здесь). Утром следующего дня Москва встречала видом запорошенных снежком полей на подъезде и погодой, напоминавшей, что до нового лета самое место морским импровизациям - лишь на бумаге.

Начинавшийся день был весь заранее расписан, и, благодаря встретившим меня замечательным Юле и Жене, которые вновь все прекрасно организовали, прошел без заминок, а я остался им доволен. В этот раз помещением для мастер-класса был выбран тот-же клуб "Скандинавия", что и в прошлый раз, место знакомое и вполне подходящее для количества участников второго "практического" дня. Кроме, собственно, демонстрации акварельной техники я планировал показать участникам мастер-класса и вновь пополнившие мой акварельный инструментарий кисти. Намечена была и встреча с человеком, без чьего содействия этому набору кистей попасть ко мне было бы гораздо сложнее. И с моими московскими товарищами - художниками была договоренность и желание встретиться. Но об этом подробнее - дальше.

Начался первый день двухдневного мастер-класса со слайд-шоу, сопровождавшего мой рассказ о технике, инструментах и методах работы, сложившихся в моей практике за последнее (да и не только за последнее) время. Затем - первая демонстрация: небольшая и довольно быстро написанная акварель "Волна №1", а после перерыва - вторая, завершающая, демонстрация: большего размера и более длительная акварель "Облака, подсвеченные красным".



"Волна №1" Б., акв., 29 х 20,
2014 © Сергей Темерев



"Облака, подсвеченные красным" Б., акв., 36 х 56,
2014 © Сергей Темерев

Заявленная морская тема для меня всегда желанна и это скорее азартная "джигитовка", чем тяжелый труд, однако тут была хоть и совсем небольшая, но все таки сложность. Я сейчас редко использую акварельную бумагу Arches, хотя люблю писать на ней, и раньше, во время поиска "своих", подходящих именно для моей манеры материалов и инструментов писал на ней часто. В Москве же непросто купить любимую и часто мной сейчас используемую акварельную бумагу Saunders Waterford. Мы по договоренности с организаторами заменили ее как раз на 300 граммовый Arches. Вот поэтому вначале мысль, что ощущения от работы с этой бумагой подзабылись, немного беспокоила - пока я не коснулся раз-другой кистью листа. Хороша! И, как говорится: от добра - добра не ищут!



"Волна №2" Б., акв., 36 х 28,
2014 © Сергей Темерев

Второй день был "практическим", предназначенным для собственных усилий участников мастер-класса с моими комментариями и помощью + вначале моя короткая демонстрация, для стимула. Условием было (и это повторяется во всех моих мастер-классах) - не использовать фотографии во время работы. А если уж совсем невмоготу без их помощи вызвать из памяти нужное впечатление, то посмотрев, дальше доверится исключительно памяти. Мне это не кажется столь уж сложным, повторяю я это часто, во время демонстрации моя работа начинается с совершенно чистого листа, а сюжет определяется на небольшом эскизе.

Похоже, именно это мое условие было одним из сложных моментов. Ну и, наверное, имеющиеся стереотипы в отношении привычного количества влаги на кисти. Получившиеся у участников акварели (даже в таких сложных для них условиях - необходимость использовать непривычный для многих способ работы, начинать без предварительного рисунка, держать композицию в поле своего внимания...) мне показались вполне интересными, многие сумели применить то, что увидели во время демонстрации. Что мне понравилось - акварели были очень разными, несмотря на случавшееся то там, то здесь мое руководящее вмешательство. Завершился второй день мастер класса обсуждением работ, собранных вместе, с моими комментариями к каждой из них.

Теперь про кисти, пока про историю, связанную с ними. В начале апреля - так давно началась эта история, - я получил письмо. Ricard Escoda, из "Escoda brush factory" любезно предложил выслать мне для тестирования несколько кистей, производимых компанией. Мы обменялись сообщениями, согласовывая интересующие меня номера кистей и другие детали. Оставалось получить и опробовать образцы. Как вдруг... DHL в тот момент отказался от приема отправлений в адрес частных лиц в России. Других возможностей получить образцы, кроме как на личный адрес, я не видел и готов был отказаться от любезного предложения.

Выручила меня Ксения Филиппова, неоднократная участница моих предыдущих мастер-классов, интересная художница, чья выставка проходила в летом испанском Бургосе. Она забрала кисти в Москву. Летом дела не позволяли мне побывать в Москве, кроме как во время пересадки с рейса на рейс в Домодедово. В результате Ксения передала их мне с оказией - в Петербург отправлялась еще одна художница - Анна Иванова. Опробовал я кисти незадолго перед мастер-классом в Выборге и в Москву они были взяты уже совершенно осмысленно, как вполне устраивающий меня в работе инструмент. Вечером первого дня, по окончании демонстрационной части двухдневного мастер-класса я был очень рад встретиться с Ксенией и ее мужем, который, хоть косвенно, но тоже имел отношение к захватывающей истории путешествия кистей из Испании в Россию и поблагодарить их.




Компания "Escoda" передала для тестирования шесть разных кистей. Три из них одного размера, №10, имеющих разный ворс: колонковую "Optimo", синтетические "Perla" и "Versatil". Одна синтетическая "Ultimo" среднего (для меня) размера №16, а также две синтетические новой серии "Versatil", круглая №22 и плоская шириной в один дюйм. Опишу пока кратко, в общих чертах, впечатления от трех-четырех живописных сеансов, в которых они были задействованы. По мере накопления опыта работы с ними - продолжу. Кисти выглядят очень добротными. Идеальной формы черенки, хороший слой лака, плотная заделка черенка в металлической гильзе. Ворс собран ровно и плотно, волоски не топорщатся нигде.

Все круглые кисти с острым кончиком - геометрии, близкой к идеальной. Флейц - на мой субъективный вкус, с ворсом чуть длинее, чем мог бы быть, что несколько компенсируется его толщиной. Как все синтетические, кисти "Escoda", плотнее натуральных и оставляют в работе ощущение большей, порой избыточной упругости, чем натуральные, колонковые или козьи, которыми я пишу часто. Это чувствуется в работе на более мягкой акварельной бумаге типа Saunders Waterford'а, однако на жесткой бумаге, такой как Arches Raw, присланные образцы показали себя хорошо. Особо остался доволен геометрией и соотношением эластичности/упругости "Ultimo" №16 и "Versatil" №10. Колонковая же "Optima" №10 просто очень хороша. Пока ограничусь этим, ведь успешная работа малознакомыми кистями во мастер-класса, когда раздумывать и отвлекаться некогда, уже говорит об их качестве.

А вот вечер второго дня - после завершении мастер-класса, стал вечером дружеской встречи и замечательных "посиделок". Незадолго до окончания, как раз перед обсуждением написанного, нас порадовали появлением знающие толк в акварели Ольга Шаклеина и Илья Ибряев с женой. Илья, акварели которого пользуются заслуженной популярностью в России и мире, присмотрелся к площадке, где вскоре после моего, должен будет проходить его мастер-класс, и с интересом поучаствовал в обсуждении нескольких работ участников мастер-класса. Мы, попрощавшись с участниками, отправились в его мастерскую, где я рад был вновь повидаться и поговорить о многом, что нас всех интересовало, с акварелистами: Анной Ивановой, Натальей Гудиной, Ириной Тарасовой. Людям, увлеченным акварелью, есть что обсудить, когда и где бы они ни встретились!

Так что, завершая пост, хочу поблагодарить всех, кого упомянул в нем:
Особенно Юлию Демину и Евгению Слесареву (группа "Арт-Каникулы") - вы замечательные!
Благодарю участников мастер-класса - за их внимание, совместную работу и интерес к акварели,
Ксению Филиппову, Анну Иванову - за помощь в передаче кистей, которые предоставила "Escoda brush factory", отдельного слова благодарности стоит предложение с которым обратился Ricard Escoda.
Благодарю Ольгу Шаклеину, Наталью Гудину и Ирину Тарасову - теплую встречу,
И, конечно Илью Ибряева и его жену Евгению - за их широкое гостеприимство!

Надеюсь, что некоторая часть рассказанного и показанного мной во время демонстрации, не только запомнится участникам, но и послужит основой для их новых собственных акварельных опытов. И надеюсь также, что окажется полезной и информация из моих комментариев в те моменты, когда я брался подправить или изменить ход работы над многими из акварелей - ведь следовать замыслу важно, однако в сложных случаях добиться результата, отправившись по рискованному пути импровизации - важно, да и интересно не менее. Искренне желаю участникам завершившегося мастер-класса собственных открытий и интересных результатов в этих акварельных опытах!
Tags: акварель, мастер-класс, море, опыты и заметки, путешествие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments